В настоящее время, в век огромного объёма информации, наблюдаются многие нарушения в развитии нервной системы детей.
Речь идет об основных 3-х системах:
Мы замечаем, что дети не любят те или иные прикосновения, в том числе определённой одеждой, предметом или не могут выполнить простое движение, имеют проблемы с чтением, расстройство пищевого поведения и т.д.
Как только возникает проблема,общество старается найти пути ее решения.
Помочь скорректировать, решить эти проблемы, (частично или полностью), можно, применяя методы сенсорной интеграции. Эта область развивается с 60-х годов XX века и пользуется большой популярностью, оправдывая себя значительными результатами.
Количество детей, имеющих проблемы в области сенсорной интеграции растет: такие проблемы есть у 30% детей с нарушениями в развитии и 10% у типично развивающихся детей.
Сенсорная интеграция- это взаимодействие всех органов чувств, упорядочивание ощущений, концентрация внимания, действие и реагирование на определенную ситуацию.
Она является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге, помогая обучению и формируя социальное поведение.
«Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу», — Э. Джин Айрес.
Это возможность ребенка почувствовать и понять мир, который его окружает.
Сенсорная интеграция начинается в раннем детстве (еще в утробе матери). Ребенок организует свои слуховые и зрительные ощущения, ощущения собственного тела, действия силы тяжести.
Весьма сложной интеграции ощущений требует такое занятие, как – чтение. Танцы тоже требуют хорошо развитой интеграции телесных и вестибулярных ощущений.
Работа ощущений, полученных от глаз и рук требуется художникам и ремесленникам.
Хорошая интеграция как правило у спокойных и жизнерадостных людей.
Но не все рождаются со способностью к интеграции. Большинству приходится довольствоваться «малым», или развивать ее, взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свой мозг и тело к определённым задачам, решаемым с детства.
Сенсорная интеграция нужна всем детям.
Поэтому мы должны развивать сенсорную интеграцию у детей, которые по-своему взаимодействуют с окружающим миром.
Первые семь лет жизни особенно важны для ребенка. Это период сенсомоторного развития. В это время залаживается фундамент для дальнейшей жизни.
«Сенсомоторная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки». *
Успешность умственного, речевого и физического развития во многом зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы.
Сенсорная среда может быть: мягкой, зрительной, звуковой, тактильной, воздушной, двигательной и вестибулярной.
звуковая среда: музыкальные инструменты, в том числе самодельные, - маракасы, шейкеры, шум дождя, музыкальные игрушки, звучащие коробочки, свистки, музыкально-дидактические игры…
В работе на музыкальных занятиях используются сенсорные упражнения, разминки, песни, танцы, игры, оркестр: