XS
SM
MD
LG
XL
XXL

Программа комплексной социальной реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и их семей в системе ранней помощи
Программа комплексной социальной реабилитации
(абилитации) детей с ОВЗ и их семей в системе ранней помощи

Погружение в сенсорику. Организация и значение занятий в сенсорной комнате

Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.

Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов.

Дети с аутизмом могут иметь проблемы с эффективной обработкой сенсорной информации и обычно принимают эту информацию совершенно по-разному. Например, ребёнок может болезненно воспринимать любое прикосновение или даже бояться его. Иногда дети очень чувствительны даже к таким звукам, как шум льющейся воды. Таким детям требуется  индивидуальный подход, потому что каждый ребёнок уникален и у него свои собственные переживания. Однако существуют некие универсальные стратегии и мероприятия, направленные на успокоение и релаксацию. Например, мягкое давление (объятия или сжатие) может очень хорошо успокаивать. Стоит выделить особенности сенсорной комнаты для детей с аутизмом в домашних условиях.

Существует довольно много методов терапии, направленных на помощь детям в сфере обработки сенсорной информации, чтобы они могли относительно независимо вести свою повседневную жизнь.
Применение почти всех методик коррекции данного состояния возможно даже в домашних условиях с использованием предметов быта и специальных условий.

Расскажем как сенсорная комната используется в рамках коррекции детей с аутизмом и способствует развитию сенсорного восприятия ребёнка с расстройством аутистического спектра. В центре фонда имеется высокотехнологичное освещение и оптоволокно, сухой бассейн, пузырьковые колонны и стеновые панели, которые создают сенсорной пространство.

Цель комнаты – обеспечить непринужденную атмосферу, где человек испытывает только приятные ощущения и сенсорно насыщается.

В условиях Центра занятия в такой комнате приносят неоценимую пользу не только при аутизме у детей, но и помогают детям с нарушениями в сенсорно - моторном развитии, опорно - двигательного аппарата, пространственными нарушениями и поведенческими проблемами.

Советы и рекомендации родителям помогут создать сенсорные условия в домашних условиях.

Вот несколько полезных рекомендаций:

Движение

Ребёнок может обеспечить стимуляцию вестибулярного аппарата, прыгая на гимнастическом мяче, мини-батуте или сидя в кресле-качалке.

Освещение

Можно добавить расслабляющее свечение в своё домашнее сенсорное пространство, используя некоторые праздничные гирлянды, свечи с питанием от батареи, светящиеся палочки. Задействуйте теплое, мягкое освещение, чтобы создать расслабляющую атмосферу и комфортную обстановку.

Тактильные и сенсорные элементы

Тактильную среду можно дополнить небольшим бассейном с водой, мягкой мебелью и различными дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики: “чудесными ящичками” и баночками с различными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками, куклами, материалами Монтессори и т.д.

Лечебные ароматы

Развиваем обоняние: можно обмакнуть шарик ваты в масло и оставить в комнате. Аромат лаванды, например, успокаивает и помогает расслабиться. Главное, убедиться, что на этот аромат у ребёнка нет аллергии.

Давление и сжатие

Этот пункт очень важен при аутизме у детей. Можно построить мини-шалаш или надуть маленький бассейн и наполнить его одеялами и мягкими игрушками. Пусть ребёнок зарывается в них! Другой вариант – завернуть ребёнка в одеяло или дать ему проползти под тяжелыми одеялами.

Создаём вибрации

Простой ручной массажёр поможет обеспечить ребёнку вибрационные ощущения. Вибрация даёт ребёнку дополнительную сенсорную информацию и помогает «разбудить» мышцы.  Так же можно приобрести вибрирующие матрасы или подушки.

Музыка

Прекрасный вариант для дома – простая стереосистема. Можно просто проигрывать какие-либо песни на телефоне в фоновом режиме. Музыка очень влияет на детей с аутизмом.  Звуки природы, а также звуки дождя, легкий джаз, классическая и легкая музыка также очень успокаивают.

По мере того, как вводятся различные новые сенсорные элементы, родители смогут больше узнать о сенсорных предпочтениях своего ребёнка, наблюдая, к чему они тяготеют, а что им не нравится и раздражает.

В настоящее время занятия по ранней помощи проводятся при поддержке Фонд президентских грантов