Цель работы логопеда в ранней помощи: развитие коммуникативных способностей ребенка; становление вербальных (речь) и невербальных (жесты, мимика, телодвижения, интонации) средств общения; помощь в освоении дополнительных (альтернативных) или поддерживающих (аугментативных) средств коммуникации (картинки, пиктограммы, символы).
Логопед работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами, исправлением, коррекцией ее, а вызыванием речи у детей, развитием предпосылок ее формирования.
Роль логопеда в работе мини-команд.
В паре с педиатром логопед участвует в проведении первичных приемов.
В паре с физическим терапевтом, психологом или специальным педагогом проводит групповые и индивидуальные занятия, консультации, заполняет необходимую документацию.
Выполняет углубленную оценку коммуникативного развития ребенка в рамках междисциплинарной оценки. Полученную в ходе оценки информацию, доносит до сведения специалистов, работающих с данной семьей и ребенком.
Проводя углубленную оценку, логопед изучает и описывает следующие особенности коммуникации ребенка:
Также логопеду важно знать состояние слуха и зрения ребенка.
В процессе оценки логопед использует родительское интервью, наблюдение взаимодействия родителя с ребенком (с видеозаписью), структурированные пробы, при необходимости – формализованные инструменты или шкалы.