XS
SM
MD
LG
XL
XXL

Программа комплексной социальной реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и их семей в системе ранней помощи
Программа комплексной социальной реабилитации
(абилитации) детей с ОВЗ и их семей в системе ранней помощи

Сенсорная интеграция и ее роль в коррекции и развитии детей

Об этом и многом другом рассказала Екатерина Иноземцева на семинаре для студентов МПГУ Института детства

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, вестибулярную и проприоцептивную.

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма.

Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз.
Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в “казаков-разбойников”, “прыгалки-резиночки” и другие активные игры. Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек. И это то, чего катастрофически не хватает современным детям.
Именно отсюда — рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…

Так что же такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного социума. Дети не правильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.

Сенсорная интеграция (СИ) – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Она считала что:

«Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств»;

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют чаще мышечную, или двигательную природу, поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.

Родители должны обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, если у вашего ребенка есть проблемы.